Воскресенье, 22.09.2024, 23:34
Приветствую Вас Гость | RSS

 

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 63
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая работа

Синонимы

Цели и задачи:

Предметные: дать определение понятию "синонимы".

Научиться восстанавливать текст, используя синонимы.

Вырабатывать умение подбирать и находить синонимы.

Метапредметные: развивать у учащихся определенных умений: рефлексии, анализа, ведения дискуссии, учебной самостоятельности.

 Создать условия для того, чтобы ученик становился главным субъектом процесса учения.

 Формировать мотивацию у учащихся к саморазвитию, самокоррекции.

 Совершенствовать межличностные отношения в группе. Активизировать познавательную деятельность учеников.

 

Ребята в начале урока берут  билет определенного  цвета, совпадающий с цветом прямоугольника на столе. На билетах написаны правила работы в группах.

Парты расставлены таким образом, чтобы получилось  5 групп  по 5 человек.  На столе прикреплен лист определенного  цвета с  номером. Всего 5 номеров. На спинке стула прикреплен номер каждого участника группы.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова Ральфа Эмерсона:  «Совместный труд способствует открытиям и свершениям, которые редко можно достичь в одиночку»

- Как вы думаете, почему именно эта цитата была взята?

- Как в жизни помогает совместный труд?

Зачитываем правила работы в группе:

1.        Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.

2.        Чётко высказывай предлагаемый способ решения.

3.        Умей слушать других. Если не согласен с мнением других, НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.

4.        Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься.

5.        Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.

 

- И еще, чтобы нам наладить некую обратную связь, я буду в течение урока называть ваши порядковые номера, вы же должны будете высоко поднимать руку. Договорились?

 

ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ

-Перед вами лежит текст с пропущенными словами. Восстановите  текст, употребляя глаголы, близкие по значению. Запишите получившийся текст в тетрадь.

Был чудесный зимний день. Солнце светило ярко. Снег блестел. Прозрачные, как хрусталь, сосульки сверкали, отливали всеми цветами радуги. Небо над городом сияло чистейшей голубизной.

 

- Получилось ли создать текст? С чем столкнулись? (Затруднение)

- Цель урока?

-  Учиться использовать в тексте слова, близкие по значению. Знать значение этих слов.

- Тема урока?

– Слова, близкие по значению. Синонимы.

 

- Скажите, какой выход из затруднения вы предложите?  Как вы сможете подобрать подходящие синонимы в тексте? (Спросить у учителя, посмотреть в словарь, обратиться к интернету).

Перед вами лежат словари синонимов. Найдите одно из слов, подобранных вами. Какие синонимы есть у данного слова. Подбирают, записывают.

Ребята, чтобы достичь наших целей на уроке, нам необходимо составить эталон. Я предлагаю сделать это вам самим в группах. Каждая группа выводит  свой маленький эталон, и только соединив все вместе, у нас получится общий результат. Но для начала давайте расставим этапы:

1 Провести наблюдение

2 Выявить закономерность

3 Сделать вывод

На листах вы должны записать свой эталон.

 

1 группа – Почему выделенные слова являются лишними в синонимическом ряду?

Красивый – привлекательный - прелесть - обаятельный

Грустный – печалиться – тужить

Бой – битва – схватка - сражаться

 

2 группа – Соедините слова из первого столбика со словами из второго

По какому принципу вы соединили слова?

 

Огонь                 Аккуратный

Чистый               Алфавит

Прыгать             Пламя

Конь                   Скакать

Азбука               Скакун

 

3 группа –  Одинаково ли значение данных синонимов. Что в них различного?

Маленький – имеющий небольшие размеры, незначительную величину

Миниатюрный -  имеющий маленькую величину

Крохотный - имеющий очень малые размеры

Микроскопический -  имеющий один из самых малых размеров

 

 

4 группа  - Почему данные слова распределены на 3 группы? Какие слова мы употребляем в разговоре с другом, а какие могут встретиться в книге?

Лик     

лицо

рожица

потчевать

спать

дрыхнуть

очи

глаза

шары

 

 

 

 

 

 

5 группа - Всегда ли к многозначному слову можно подобрать одинаковые синонимы?

 

Словосочетание

Синонимы

 

Золотая осень

желтый,

янтарный

Золотой характер

дивный,

хороший

Золотые руки

умелые,

искусные

 

 

Ребята работают в группах, выводят свою часть эталона

 

Общий результат. Синонимы – слова одной части речи, обозначающие одно и то же. Отличаются друг от друга оттенками значений, сферой употребления в речи. Многозначные слова имеют разные синонимические ряды.

 

Физкультминутка

 

Ребята, у вас на столах лежат чистые листы. Следующая работа, которую вы будете выполнять, называется дерево синонимов.

Ствол -  многозначное слово

Ветви -  словосочетания

Листья – синонимические ряды.

 

1) Горькая таблетка (невкусная, несладкая)

Горький кофе (крепкий, насыщенный)

Горькие слезы (обидные, грустные)

Горький час (скорбный, тяжелый)

 

2) Холодный воздух (морозный, ледяной)

Холодный взгляд (враждебный)

Холодное оружие (неогнестрельное)

 

3) Бархатная юбка (мягкая)

Бархатный сезон (теплый)

Бархатный голос (приятный)

 

4) Свежий воздух - ? (чистый)

Свежий хлеб - ? (мягкий)

Свежее утро - ? (прохладное)

 

5) Темное лицо - ? (загорелое)

Темная ночь - ? (безлунная)

Темная рубашка - ? (черная)

 

Ребята рисуют деревья, прикрепляют на доску, читают.

-Подумайте  и ответьте, как вы понимаете словосочетание синонимическая лестница. Есть варианты ответа?

(на партах у ребят лежат листы с готовой лестницей. Даны слова. Задача:  расставить синонимы в порядке возрастания признака)

Свежий – охлажденный – холодный – студеный – морозный – ледяной

(Работа с интерактивной доской)

 

Ребята, а вы знаете, что такое аукцион? Вы когда-нибудь принимали участие в аукционе? Тогда я предлагаю сегодня поучаствовать в нем. Вам нужно отгадать мою загадку, а к отгадке подобрать наибольшее количество синонимов. Та команда, которая последняя назовет синоним, забирает лот.

  1. Бой (сражение, атака, война, схватка, сечь)
  2. Волшебник (колдун, кудесник, маг и чародей, чернокнижник; волхв; маг, и чародей; профессор белой и черной магии).
  3. Красивый (прекрасный (красный), благовидный, благолепный, благообразный, великолепный, симпатичный, видный, живописный, изящный, казистый, картинный, миловидный, нарядный, прелестный, привлекательный, пригожий, смазливый, хороший, хорошенький…)
  4. Красный – алый, багряный, бардовый, кровавый, пунцовый, пурпурный, рубиновый, рдяный, румяный, земляничный, вишневый, розовый, малиновый и др.
  5. Ветер (ветр), дуновение, бриз, буря, буран, вихрь, заверть, вьюга, метель, смерч, тайфун, ураган, циклон, шторм, аквилон, борей, зефир).

 

Рефлексия

Вспомните, в начале урока вы поставили цели. Какие? Достигли мы их?

 

-Посмотрите на слайд и найдите третье лишнее слово:

Огонь, дым, пламя

Алфавит, азбука, чистописание

Бросать, кидать, ловить

Ураган, дождь, буря

Шалун, тихоня, озорник

 

 

Домашнее задание. Из художественного произведения выпишите 2 -3 синонимических  ряда.

У вас на столах лежат картинки, выберите ту картинку, с которой ассоциируется наш урок. Объясните, почему вы взяли именно эту картинку?

 

 

Категория: Методическая работа | Добавил: Аня (28.02.2015)
Просмотров: 2284 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz