Воскресенье, 22.09.2024, 23:36
Приветствую Вас Гость | RSS

 

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 63
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая работа

Отличие производных предлогов от самостоятельных частей речи

 

Цель:

Формирование умения  отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи.

Задачи:

1. Сформировать умение применять алгоритм отличия производных предлогов от самостоятельных частей речи.

2. Тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умения работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.

 В процессе работы формируются:

регулятивные УУД: умение планировать, предвосхищать полученный результат, контролировать и оценивать свои действия. Формирование умения  определять цели деятельности;

 познавательные - умение отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи;

коммуникативные: умение работать в группе, умение высказывать свои суждения, формирование  умения слушать и понимать других;

личностные: формирование умения высказывать свою точку зрения, выражать свои эмоции, формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формирование  умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Парты расставлены таким образом, чтобы получилось 4 группы по 5 человек. На столах надписи: НАРЕЧИЕ, СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ДЕЕПРИЧАСТИЕ, ПРЕДЛОГ.

Ученики заходят в класс по входному билету. Объединяются в группы согласно морфологическим признакам частей речи.

- Займите свое место за тем столом, название которого соответствует вашей карточке.  Итак, у нас образовались команды

Входные билеты:

  1. Признак действия
  2. Признак признака
  3. Где, куда, откуда, почему, зачем, как?
  4. Самостоятельная неизменяемая часть речи
  5. Вместе, дружно, сегодня.
  6. Добавочное действие основного глагола
  7. Неизменяемая форма глагола
  8. Что делая, что сделав
  9. -а, -я, -в, -ши, - вши
  10.  Думая, обсуждая, написав
  11.  Самостоятельная изменяемая часть речи
  12.  Предмет
  13.  Кто, что?
  14.  Изменяется по числам и падежам
  15.  Знание, урок, команда.
  16.  Служебная часть речи
  17.  Служит для связи слов в словосочетании и предложении
  18.   Производные и непроизводные
  19.  Из, на, в течение
  20.   Не является членом предложения

 -  Обратите внимание, у каждого  прикреплен номер участника группы на стуле. И еще, чтобы нам наладить некую обратную связь, я буду в течение урока называть ваши порядковые номера, вы же должны будете высоко поднимать руку. Договорились?

Эпиграфом к нашему уроку будут слова Ральфа Эмерсона:  «Совместный труд способствует открытиям и свершениям, которые редко можно достичь в одиночку»

- Как вы думаете, почему именно эта цитата была взята?

  - Как в жизни помогает совместный труд?

- Ребята, у нас урок открытия новых знаний. Что мы будем делать в первую очередь?

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- Ребята, класс вы зашли по входным билетам.  По какому принципу вы объединились в группы? Ребята зачитывают информацию на билетах. (Повторяем морфологические признаки  имени существительного, наречия, деепричастия, предлога)

   -  Соедините линиями синонимичные конструкции. Давайте вспомним, что такое синонимы.

 Справка: Синонимы – близкие по значению, но разные по написанию слова.

 

За несколько дней                        Ввиду непогоды

 Из-за дождей                    В течение нескольких дней

Из-за непогоды                 Насчет ремонта

О ремонте                          Вследствие дождя

 

Образец:

За несколько дней – в течение

Из-за дождей – вследствие

Из-за непогоды – ввиду непогоды.

           О ремонте – насчет ремонта

 

- Что вы должны сделать дальше? (Мы должны выполнить задание на пробное действие, которое поможет нам понять, что мы не знаем?)

Пробное действие

У вас на столах лежит задание. Определите, какой частью речи являются выделенные слова.

Стоять около стола – крутиться вокруг да около.

Прийти вместо другого – прийти в место, о котором знали заранее.

           Отказаться вследствие болезни – в следствие введены новые факты.

  • другу я добрался до дома. Благодаря друга, я добирался до дома.

3. Выявление места и причины затруднения.

Чья команда справилась с заданием? С чем вы столкнулись?

- Затруднение

- Где у вас возникло затруднение?

-Почему возникло затруднение?

 

4. Построения проекта выхода из затруднения.

 Назовите цель деятельности?

- Научиться отличать предлоги от самостоятельных частей речи.

Тема урока?

- Производные предлоги и самостоятельные части речи.

На листах запишите число, классная работа и тему урока.

Сегодня при открытии нового правила вам потребуется умение находить закономерности. Я вам предлагаю расставить в правильной последовательности шаги плана, по которому вы будете достигать поставленной цели.

 

 На доске шаги плана:

1 Провести наблюдение

2 Выявить закономерность

3 Сделать вывод

 

5. Реализация построенного проекта

Я предлагаю сделать это вам самостоятельно в группах. Но работать мы будем следующим образом: каждый участник команды выводит эталон.  Далее по моему сигналу (хлопок в ладоши)  участник № 1 в течение 10 секунд высказывает свою точку зрения, через 10 секунд  второй участник  высказывает, далее третий,  четвертый, пятый.

После того, как каждый участник команды выскажет свое мнение,  вы должны составить общий эталон, дополнив ответами всех участников команды. 

Каждая группа выводит  свой  эталон – способ различия предлогов и самостоятельных частей речи.  Только соединив все  способы вместе, у нас получится общий результат.

На листах вы должны записать свой эталон.

 

1 группа (существительное)

Обращая внимание на значение слов, определите, в каком столбце выделенные слова являются существительными, а в каком предлогами?

 

  1. Заниматься в течение года                   Изгибы в течении реки
  2. Договориться  насчет похода               Положить деньги на счет
  3. Вследствие засухи был неурожай       Вмешаться в следствие
  4. Читать в продолжение часа                 Прочитать в продолжении  романа.

Запишите эталон! (Становясь предлогами, существительные утрачивают свое  …  (лексическое )и  …  (грамматическое) значение, а также теряют … (самостоятельность)).

2 группа (наречие)

Задайте вопросы к выделенным словам:

Быть впереди всех –  Идти впереди.

Повернуть вокруг оси – Посмотреть вокруг.

Напротив дома вырос сад – Я живу напротив.

Внутри палатки было тепло – Мы находились внутри.

Сделайте вывод,  к какой части речи возможно задать вопрос. Какая часть речи всегда входит в падежный вопрос? Запишите эталон!

3 группа (деепричастие)

Замените выделенные  слова  предлогами, близкими по значению:

Несмотря на плохую погоду, мы пошли в поход -  Идти, не смотря по сторонам.

  • морозам горка быстро замёрзла -  Гости вышли из-за стола, благодаря хозяйку дома.

Везде ли это удалось сделать? Сделайте вывод,  какую часть речи можно заменить предлогом. Какая часть речи пишется раздельно с НЕ? Запишите эталон!

4 группа (предлог)

С какими частями речи сочетается   предлог?

Он обошёл вокруг дома.

Он стоял около него.

В течение пяти лет я изучал английский язык.

Предлог всегда принадлежит имени существительному, числительному,  местоимению.

Участники под № 2  демонстрируют получившийся эталон.

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

Итог.  Составление алгоритма отличия производных предлогов от самостоятельных частей речи

  1. Задайте вопрос.

Только к самостоятельной части речи можно задать вопрос.

Предлог всегда входит в состав вопроса.

  1. Замените слово  синонимичным предлогом

Производные предлоги можно заменить другими синонимичными  предлогами.

  1. Посмотрите,  с какими частями речи сочетается данное слово.

Предлог принадлежит имени существительному, числительному,   местоимению.

- Теперь,  ребята,  вы сможете выполнить пробное действие?

Стоять около стола – крутиться вокруг да около. (1 группа – ваш способ номер 3,  подбор синонимов к предлогу )

Прийти вместо другого – прийти в место, о котором знали заранее. (2 группа – ваш способ номер 4)

           Отказаться вследствие болезни – в следствие введены новые факты.( ваш способ номер 2 )

  • другу я добрался до дома. Благодаря друга, я добирался до дома. (ваш способ – номер 1).
  1. Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Как проверить, усвоили правило или нет? (Нужно выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.)

     Ученики выполняют самостоятельную работу, пользуясь построенным правилом. После работы проверяют себя по образцу.

     После самопроверки проводится обсуждение, почему и где возникли затруднения.

Определите, какой частью речи являются выделенные слова.

1. Идем навстречу своей судьбе. Уличён в связи с бандитами.

2. Он шел навстречу.  В следствие вмешался прокурор.

     3. Вследствие проливных дождей урожай не убран вовремя.  Он долго смотрел  вслед  уходящим.

Проверка.  Ребята комментируют ответы. (Работа с интерактивной доской)

 

  1. Включение в систему знаний.

- Ребята, внимание, мы с вами попадаем в лингвистическую лабораторию. Вы будете дешифровальщиками.

Сейчас, ребята, вам нужно будет составить по два предложения с ключевыми словами, указанными на конверте. Однако слова зашифрованы. С помощью телефона  узнайте, что обозначает  QR – код.

 На лист  вы приклеиваете необходимые картинки и записываете предложение  фломастером. Распределите  работу в группе.  На эту работу минутки четыре.

(Образец  даю на интерактивной доске).

Ребята приклеивают полученные картинки с предложениями на доску.

- Я вам предлагаю совершить круг путешествия и посмотреть, что получилось  у ваших ребят.

 

  1. Рефлексия. 

- Молодцы, ребята! Садитесь на свои места.

Я хочу вернуться  в начало нашего урока. Вспомните, какие цели урока вы ставили? Достигли?

А теперь обратите внимание на высказывания.

Как приятно знать, что ты что-то узнал.  (Мольер)

 

Я знаю, что я ничего не знаю.  (Сократ)

Познание начинается с удивления (Аристотель)

 

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и  я запомню, вовлеки меня — и тогда я постигну.  Конфуций

 

-Какая фраза лучше всего отражает вашу деятельность на уроке? Что больше подходит  к вам, как вы работали.

Категория: Методическая работа | Добавил: Аня (13.04.2015)
Просмотров: 4164 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz