Воскресенье, 22.09.2024, 23:25
Приветствую Вас Гость | RSS

 

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 63
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая работа

Обращение

Цель:

 Формирование  представления об обращении, его роли в предложении.

Задачи:

1.  Учить находить обращение в предложении.

2. Учить отличать подлежащее от обращения.

3. Учить постановке знаков препинания при обращении.

4. Развивать устную и письменную речь учащихся.

Ход урока:

1.     Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте. Сядьте на своих местах удобнее. Наш урок мне хотелось бы начать с прочтения одной фразы из известной сказки: “Чего тебе надобно, старче?»

- Ребята, вы вспомнили из какой сказки это фраза? А у кого золотая рыбка спрашивает? Почему старче?

- Так давайте сегодня на уроке вы проявите интерес к новому материалу. Но прежде нужно повторить то, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

 На доске задание. Выберите правильные утверждения.

Синтаксис  - это

1. Раздел языкознания.

2. Часть речи.

3. Член предложения.

4. Является частью грамматики.

5. Изучает строение слов.

6. Изучает словосочетания и предложения.

7. Изучает словарный запас языка.

Образец:  1, 4, 6.

Эталон.  Синтаксис - раздел лингвистики, изучающий строение словосочетаний и предложений. Является составной частью грамматики.

- В следующем задании вам нужно найти грамматическую основу.

Ребята записали задание в тетрадь.

Запишите задание в тетрадь.

Ты запиши задание в тетрадь.

Образец:  (Приходим к выводу, что во втором предложении нет подлежащего, только сказуемое)

Ребята записали.

                 Запишите.

Ты запиши.

Пробное действие

На слайде записано слово.

СОЛНЦЕ  (сущ в И.п.)

Задание: Составьте два предложения с данным словом так, чтобы в первом – слово являлось членом предложения, а во втором не являлось членом предложения.

У кого нет ответа? Что вы не можете сделать? (Я не могу составить второе предложение)

- Вы можете назвать эталон, который помог вам ответить на поставленный вопрос? (Я не могу назвать эталон, который помог мне ответить на поставленный вопрос.)

- Как вы поступаете, когда понимаете, что столкнулись с затруднением? (Нужно остановиться, подумать, где и почему возникла проблема, построить способ решения затруднения и действовать дальше.)

-  Верно! Вам обязательно поможет это в работе.

3. Выявление места и причины затруднения.

-  Какое задание вы должны были выполнить? (Составить два предложения)

- Почему у вас возникло затруднение? (Мы не знаем правило, когда сущ в И.п. не является членом  предложения)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

-  Сформулируйте цель своей деятельности? (Узнать, когда существительные в  И.п. не являются членом предложения)

-Ребята, давайте вспомним начало урока. Вспомните фразу из сказки. Недаром эта фраза является своеобразным эпиграфом к нашему уроку. В этом предложении тоже есть слово, которое не является членом предложения. Как вы думаете, какое слово? (старче)  А что рыбка делает к старику? (обращается)  

-Назовите тему урока  (Обращение)

-Сегодня при открытии нового правила вам потребуется умение находить закономерности. Я вам предлагаю расставить в правильной последовательности шаги плана, по которому вы будете достигать, поставленной цели.

 На доске шаги плана:

Сделать вывод

Установить закономерность

Создать эталон

*   После согласования на доску вывешивается план:

1. Установить закономерность.

2. Сделать вывод.

3. Создать эталон.

5. Реализация построенного проекта.

  Учащиеся работают в группах, реализуя план. Розданы  листы с предложениями.

Прочитайте выразительно предложения. Выделите интонацией лицо или предмет (явление природы), к которому мы обращаемся.

1. Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу. (А. Пушкин.)

2. Ты помнишь ли, Мария, вечерний небосклон, равнины полевые, села далёкий звон? (А. К. Толстой.)

3. Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью. (П. Никитин.)

4. Осень, осень, погоди гнать по небу тучи. (Л. Яхнин.)

5. Речка, речка, спрячь меня! (Сказка.)

6. Я гриб нашла! Девочки!

 

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

К кому или к чему обращаются в каждом предложении?

Чем может быть выражено обращение?

Где в предложении может находиться обращение?

Как в предложении выделяется обращение?

Для чего нужны обращения?

Ребята приходят к выводу: Обращение называет того к кому обращаются, может состоять  из одного слова (нераспространенное), может из нескольких (распространенное). Обращение всегда выделяется запятой или запятыми. Иногда  - восклицательным знаком.

Давайте сравним с информацией учебника. Что нового вы узнали?

- Обращение всегда выражено существительным в И.п., никогда местоимением! Записываем эталон графически:

Описание: http://festival.1september.ru/articles/410199/img5.JPGО – обращение (сущ в И.п.)

 

 

 

 

 

-  Давайте выполним пробное действие.

Ребята составляют предложение, в котором слово солнце выступает обращением.

- Так почему золотая рыбка называла старика старче? Что за форма старче?  В обращении у нас обычно используется именительный падеж.  Раньше использовали звательный падеж. Формы многих слов звательного падежа   сохранились в нашем языке.

  Боже, помоги!

Отче наш, заступись!

6. Первичное закрепление во внешней речи.

-Что вы должны теперь сделать? (Научиться применять правило)

-  В этом вам поможет следующее задание:  найдите обращение, вставьте пропущенные запятые.

Первое предложение разбирается совместно. Остальные предложения можно предложить выполнить в паре.

1) Не шуми ты рожь спелым колосом. Ты не пой косарь про широку степь. (А. Кольцов.) 2) Куда ты светлый ручеёк стремишься? (А. Фет.) 3) Спой светик не стыдись! (И. Крылов.) 4) Друзья к чему весь этот шум? (И. Крылов.) 5)Как милый петушок поёшь ты громко важно! (И. Крылов.)

  После работы учащиеся проверяют задание по образцу для самопроверки, при необходимости проводится коррекция.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

-    Как проверить, усвоили правило или нет? (Нужно выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.)

     Ученики выполняют самостоятельную работу, пользуясь построенным правилом. После работы проверяют себя по образцу.

   Запишите предложения, расставьте знаки препинания, обозначьте обращение, начертите схему.

  1. Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?
  2. Муравьи вылезли после зимней стужи.
  3. Вылезайте муравьи после зимней стужи.
  4. Сыпь ты черёмуха снегом.
  5. Я радуюсь вашим успехам друзья!

После самопроверки проводится обсуждение, почему и где возникли затруднения.

8. Включение в систему знаний и повторение.

- Дети, скажите, пожалуйста, где мы будем применять новые знания?  (Этот материал войдет в нашу  копилку знаний.)

Задание: переделайте предложения, заменив подлежащее обращением. Подчеркните грамматическую основу.

1. Ребята отправились в лес за грибами.

2. Люди берегут окружающую природу.

3. Тузик даёт лапу хозяину.

 

 9. Рефлексия учебной деятельности.

-   Что нового узнали на уроке?

-   Какую цель поставили в начале урока?

-  Вы достигли поставленной цели? Проверим ваши знания.  Закончите предложения:

  • Обращение – это слово (или словосочетание), называющее того,___________________.
  • В устной речи обращение выделяется__________________________________________,
  • а в письменной ____________________________________________________________.
  • Обращение может быть по составу ____________________________________________.
  • Обращение не является______________________________________________________.
  • Слова ты и вы _____________________________________________________________.
  • Если обращение произносится с особым чувством, то после него на письме ставится___________________________________________________________________.

 

- Как обращение помогает нам в жизни?

- Запишите предложение с обращением к другу или подруге, выразив свое отношение к уроку. 

Категория: Методическая работа | Добавил: Аня (27.02.2015)
Просмотров: 1222 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz