Воскресенье, 22.09.2024, 23:37
Приветствую Вас Гость | RSS

 

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 63
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Мастер – класс «Интерактивные методы как средство формирования универсальных учебных действий»

Я вам сегодня советую не бить баклуши, и тем более не считать ворон. А чтобы в голове не было каши, превратиться в один  слух и работать засучив рукава. Я же, в свою очередь,  постараюсь не ударить в грязь лицом и не сесть в калошу. Итак, пора брать быка за рога.

Сегодняшний день поставил перед нами, учителями, вместе с образовательными стандартами задачу – формирование универсальных учебных действий. А как это делать и с помощью чего? Технология критического мышления включает множество методов и приёмов обучения, способствующих формированию ууд. В своем мастер-классе  вашему вниманию я хочу представить интерактивные методы, которые и создают ситуацию успеха для ребят.  В качестве примера я возьму  тему «Фразеология».

Сегодня мы живем в таком огромном потоке информации, которая окружает нас в самом разном варианте, в том числе и образном. И очень часто она не успевает преобразоваться в знания и остается просто информацией. Так вот как выделять  главное и видеть основное  помогает  прием  интерактивной работы с информацией. Данный прием я использую на стадии осмысления, когда ученикам, разбившимся на группы, предлагается найти новую информацию за счет имеющегося источника информации. Итогом данной работы является самостоятельное получение знаний обучающимися (а это важно в условиях реализации ФГОС второго поколения) Ребята сообща, делясь мнениями, приходят  к выводу.

Фокус-группе я предлагаю  три разных источника информации.

Первой группе текст:   «Пригоревшие кусочки теста, прилипающие снаружи к разным хлебным изделиям, то есть нечто не­нужное, излишнее. Именно в таком значении эти слова и вошли в об­щий язык и понимаются в нем как все случайное, постороннее, при­ставшее к чему-либо извне».

Второй группа будет предложена картинка, на основе которой  они должны ответить на те же вопросы: (в какой профессии возникло данное  устойчивое словосочетание?  Назовите фразеологизм)

Третья группа работает с изделием.

Как сделать так, чтобы мысли были высокого полета, - это одна из тех задач, которая должна решать школа. Пока фокус-группа работает с теми источниками информации, которые им предложены, я хочу поинтересоваться у присутствующих в этом зале. Скажите, а вы можете контролировать свои мысли? Поэкспериментируем? Перед вами  поле, разделенное на 9 квадратов. В центральном квадрате находится муха. Ваша задача состоит в том, чтобы мысленно перемещать данную муху по полю с помощью моих ориентиров: вверх, вниз, влево, вправо. Итак, готовы? Поле убираю.  Вверх, вниз, влево, вправо, вниз, вправо, вверх, влево вниз. Где сейчас муха? Данный метод, требующий постоянной сосредоточенности, позволяет развивать внимание, следить за своими мыслями. Провожу с учениками  такую разминку  в начале урока или после физкультминутки. Ее можно проводить как индивидуально, т.е каждый сам за себя, так и для групп. В данном случае будет формироваться коммуникативные учебные действия.

Фокус-группа предлагает варианты решения.

Эти принципы работы с информацией универсальны. Они могут применяться на любом уроке.

Один из игровых приемов, который уместен на этапе вызова, называется «Найди пару».

Участникам предлагаются фрагменты различных фразеологических единиц. Вам нужно не только соединить их, но соотнести полученные фразеологизмы по определенной тематике.

Бить баклуши, сидеть сложа руки, лежать на боку.

Зарубить на носу, завязать узелок, намотать на ус.

 

А пока коллеги находят пару, я вам продемонстрирую прием, который можно использовать на любом этапе урока: на этапе вызова, осмысления или рефлексии, называется он «Плечо к плечу». Для участия в нем потребуется 4 человека.

 

Суть данного приема: после полученного задания, вы обмениваетесь мнениями сначала с партнером по плечу, после этого  меняетесь партнерами по лицу, но здесь вы должны высказать не только свое мнение, но и  мнение партнера по плечу. Задание: Какие ассоциации у вас возникли при виде данной картинки. Какого бы человека соотнесли с этой картинкой. Назовите фразеологизм.

Что произойдет? Обмен мнениями. То есть все пообщаются друг с другом? Диагональ не пообщается. Методика ориентирована на развитие коммуникативных компетенций. Скажите, а участники равноправны? Да. А скажите, здесь присутствует только групповая работа, но  есть еще и индивидуальная? А где прослеживается индивидуальная? В транслировании мнения. У нас же не все участники процесса общаются. У нас есть участник, который передает мнение другого, т.е занимается анализом услышанного. Это важно на сегодняшний день? Очень важно, потому что мы сталкиваемся с проблемой, когда ребята не умеют анализировать полученную информацию.  Скажите, могу ли я спросить одного человека, чтобы он мне рассказал все 4 точки зрения. Здесь важна позитивная взаимосвязь, индивидуальная ответственность, здесь нет таких, которые просто бы отсиделись и промолчали, как иногда бывает в групповой работе. Могу я задействовать весь класс в данной методике?

 

Участники готовы? (Прикрепляют получившиеся пары на магнитную доску). Данный прием позволяет соотносить части каких-либо определений, понятий,  выявлять закономерность этих понятий, распределять по темам.

Еще один прием для концентрации мысли называется кроссенс. Дословно с английского пересечение смыслов. Где еще мы встречались с частью данного слова? Когда мы разгадываем кроссворды, то мы видим пересечение слов. Технологию кроссенса я использую на различных этапах урока, например, во время постановки целей, во время выполнения творческого задания, во время обобщения материала на заключительных уроках по какой-либо теме. Кроссенс представляет собой квадрат из девяти изображений, связанных по смыслу. Причем, центральная картинка концентрирует основную мысль. Эти картинки, обозначающие фразеологизмы, объединены  одним значением.  Назовите это значение.

Я рада, что мы нашли общий язык, мне удалось осилить эту ношу, я не упала в грязь лицом, и не села я в калошу.  Коллегам я желаю быть на седьмом небе от счастья, иметь семь пудов под килем. Пусть конкурсные задания будут как бальзам на душу. Вам ни пуха, ни пера, и дело будет в шляпе.

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Аня (22.04.2016)
Просмотров: 949 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz