Воскресенье, 22.09.2024, 23:25
Приветствую Вас Гость | RSS

 

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 63
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО, СПОСОБСТВУЮЩЕЕ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Возрастает роль и значимость информации как важнейшего фактора, определяющего характер и направленность развития педагогического процесса. Это сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Традиционные способы информации - устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступили место компьютерным средствам обучения, интерактивным технологиям. Интерактивное обучение предполагает взаимодействие ученика с учебным окружением, когда обучаемый становится полноправным участником учебного процесса. Интерактивность – это одно из слагаемых компьютерных технологий. По данным исследований психологов, люди запоминают только 20% того, что видят, 30% того, что слышат, 50% того, что видят и слышат и 80% того что они видят, слышат и делают одновременно. На основе этих данных можно сказать, что применение интерактивных технологий может во много раз улучшить качество знаний учащихся.

Интерактивность средств информатизации образования означает, что пользователям, как правило, школьникам и учителям, предоставляется возможность активного взаимодействия с этими средствами. Интерактивность означает наличие условий для учебного диалога, одним из участников которого является средство информатизации образования.

Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.

Проблемный вопрос -  использование интерактивной доски  в обучении способствует повышению качества образования?

Гипотеза – интерактивная доска – это средство, повышающее качество образования на уроках русского языка.

Актуальность темы исследования определяется несколькими причинами: во-первых, в литературе проблема эффективности использования интерактивной доски в учебных заведениях раскрыта весьма слабо, отсутствуют монографии и серьёзные научные труды, связанные с данной темой, однако  на различных педагогических сайтах и порталах можно познакомиться с публикациями педагогов, активно использующих в работе интерактивную доску. Во-вторых, интерактивная доска предоставляет учителю и обучающимся уникальные возможности методов организации учебной деятельности. Также дает возможность реализовывать различные приемы индивидуальной, коллективной работы обучающихся, позволяет ребятам в классе быть активными участниками мероприятия.

Цель моей работы – доказать, что интерактивная доска является средством повышения качества образования.

Для реализации поставленной цели мне необходимо решить ряд задач:

  1. Проанализировать эффективность использования данного технического средства в процессе обучения.
  2. Показать способы, приёмы использования интерактивной доски на уроках русского языка.
  3. Сравнить показатели качества образования  учащихся 5 классов 2011 – 2012 и 2013 – 2014 гг.  На примере одного класса  сравнить показатели качества образования до использования интерактивной доски  и во время ее использования.

Объект исследования – интерактивная доска.

Предмет исследования – способы и приемы работы с интерактивной доской.

 

  1. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ

 

В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. К компьютеру, и, как следствие, к интерактивной доске может быть подключён, документ-камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока.

Мультимедийные технологии, которые соединяют в себе и возможность одновременного получения образа объекта, процесса в различных информационных представлениях: графика, звук, видео, и реализации динамизма движения, преобразования объектов в виде анимации, что повышает эффективность обучения.

На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Преподаватели и учащиеся делают все это у доски перед всем классом, что, несомненно, привлекает всеобщее внимание.

Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом. Таким образом, интерактивная доска еще позволяет сэкономить драгоценное время.

Использование интерактивной доски на уроке существенно расширяет традиционные возможности подачи учебного материала. Работа с этим учебным оборудованием делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию, предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе, предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков. Использование интерактивной доски освобождает от необходимости записывать всё в тетради благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске. Она способна наглядно и мобильно представить то, что трудно или скучно объяснять словами.  Электронная доска помогает ребятам преодолеть психологический барьер, неосознанный страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. Работая с доской, учащиеся легко и уверенно раскрывают свои способности, яркие стороны характера. В классе не остаётся равнодушных, даже самые сложные темы становятся доступными и увлекательными.

Однако есть и минусы: применение интерактивных досок должно обязательно сочетаться с использованием традиционного наглядного материала, что позволит периодически переключать внимание учеников. Дело в том, что зрение ребенка чрезвычайно чувствительно к повышенным нагрузкам, неизбежно возникающим при работе с такой доской. Чтобы уменьшить нагрузку на глаза, следует внимательно подходить к выбору учебного материала. Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за потребности соблюдать санитарные нормы. Любой урок с применением интерактивной доски должен иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. Ещё одним минусом, я считаю, большая затрата времени учителя при подготовке к проведению мультимедийного урока.

 

  1. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ

Использование доски позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету, поддерживать условия для самовыражения учащихся. Один из классиков сказал: "Лучший отдых - это смена деятельности". Использование интерактивной доски позволяет разнообразить работу на уроке, применять научную организацию труда учащихся, а также использовать такой немаловажный элемент обучения, как игра. Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам средних классов в форме игры легко усвоить учебный материал. Так, например, на уроке пишут на доске различными цветами, используют библиотеку ресурсов и рисунков. Зная возможности интерактивной доски, учитывая индивидуальные особенности учащихся конкретного класса, я готовлю весь необходимый текстовый и графический материал заранее и в нужном темпе использую его на уроке. В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании. То, что ученик видит на большом экране подчас с музыкальным сопровождением и визуальными эффектами, надолго остаётся у него в памяти. Учащиеся перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют свое внимание на отрабатываемом материале.

Возможности интерактивной доски (примеры даны в приложении):

  • делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений (рис 1);
  • использование групповых форм работы (рис 2);
  • совместная работа над документами, таблицами или изображениями (рис 3);
  • использование конференц-связи;
  • управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску);
  • использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.
  • демонстрация веб-сайтов через интерактивную доску  (рис 4)
  • работа со словарями;
  • изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски  (рис 5);
  • изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок;
  • сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках или через интернет;
  • работа с готовыми мультимедийными ресурсами (рис 6);
  • сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради;
  • демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса;
  • демонстрация учебных видеороликов;
  • создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши (рис. 7);
  • создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке;
  • создание собственных уроков с учётом специфики возраста учащихся, конкретных целей занятия. В частности, для учащихся среднего звена интерес представляют игровые моменты на уроках, яркие, красочные слайды, анимированные картинки.

 

  1. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

   

Интерактивная доска соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.  Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти великое множество и использовать их многократно.

На основании мониторинга качества знаний, проведённого в двух классах, в которых использовалась на уроках ИД, можно судить о том, что качество знаний учащихся стало выше, благодаря использованию данной технологии. Так, в 2011 - 2012 учебном году в 5 «б», когда  доска не использовалась, качество знаний составило 61%, в период 2012-2013 в этом же классе  – 62%, а в 2013-2014 (по данным трех четвертей) качество составило =62,5.

 

Если рассматривать разные классы, то 2011 -2012  учебном году 5 «б»  качество знаний  61% (без использования интерактивной доски). В 2013 -2014 учебном году в 5 «б», который  обучается по ФГОС, качество знаний по трём четвертям показало 63 % (с использованием интерактивной доски)

 

 

     Проблема оценки результативность использования интерактивной доски на уроке важна, так как есть опасность превратить урок в бесконечную игру с техникой и отойти от истинной цели её применения. Необходимо оценивать не только внешнюю, привлекательную, сторону, но и изменения в самих учащихся, в качестве их обученности и развития. Для оценки результативности использую различные методы и инструментарии: педагогическое наблюдение, тесты, анкеты, опрос, контрольные работы, самооценка учащимися своей работы, своего эмоционального состояния.

Считаю, при определении результативности необходимо учитывать следующие показатели:

1.      Повышение уровня обученности и интеллектуального развития.

2.      Устойчивое повышение интереса к предмету.

3.       Работоспособность обучающихся (здоровьесберегающие показатели).

4.      Мотивационная устойчивость учебной деятельности учащихся.

     

      Работоспособность учащихся можно отслеживать быстро и практически на  каждом уроке путём рефлексии. Для этого в конце урока предлагаю учащимся оценить своё психологическое состояние с помощью смайликов, для себя фиксирую результат. На других уроках с  этой же целью предлагаю анкету из 3 вопросов о самочувствии в конце урока. Большинство учащихся (58,4%) указывают на полученное удовольствие, радость от успешной работы. Показателем работоспособности и сбережения здоровья является отсутствие жалоб на головную боль и усталость в конце урока. Ребенок переживает положительные эмоции - чувство достижения успеха и гордости за себя, способного управлять большим экраном. Он ощущает рост своего статуса в глазах взрослых и своих одноклассников.  Внимание на уроке концентрируется разнообразными способами с  использованием всех пяти чувств.

Педагогические наблюдения показывают, что при использовании интерактивной доски для коллективной работы в классе растёт внимание учащихся, и они реже отвлекаются на посторонние предметы. Факты позволяют утверждать, что интерактивная доска сделала обучение более наглядным, отчего ученики активнее участвуют в уроках, растет их заинтересованность и сосредоточенность. Учебные интересы учащихся к предмету можно проверить с помощью тестирования или опроса. В опросных листах среди причин, вызывающих интерес к русскому языку, многие учащиеся указывают использование интерактивной доски.

    Ученики с внутренней мотивацией стремятся работать у интерактивной доски для демонстрации перед лицом товарищей своих личных достижений.

    Ученики с внешней мотивацией отдаются всеобщему восхищению новой технологией, и удовольствие от работы с интерактивной  доской вызывает стремление к активному участию в учебе.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Обучение с использованием возможностей интерактивной доски отличается от привычных методов преподавания, но в то же время основы успешного проведения любого урока всегда едины. Интерактивная доска может быть использована как на протяжении всего урока, так и на его части. Деятельность на уроке с интерактивными устройствами позволяет сделать любое занятие динамичным, благодаря чему можно заинтересовать учеников на начальном этапе урока и поддерживать этот интерес на протяжении всего занятия. Интерактивные доски могут быть использованы учителем при групповой и фронтальной работе.

Учитель получает возможность управлять любой компьютерной демонстрацией — выводить на экран карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными маркерами, работать с любыми компьютерными программами. В совокупности с компьютером и мультимедийным проектором интерактивная доска позволяет учителю писать конспект (как на традиционной доске), вызывать с компьютера различные приложения, возвращаться к заданному месту в конспекте сколько угодно раз. Более того, учитель может заранее подготовить необходимые материалы, а на уроке лишь добавлять и модифицировать их. Преимущества использования интерактивной доски в сравнении с обычной классной доской очевидно. Интерактивная доска позволяет сделать урок более динамичным, информативным, повысить мотивацию учения учащихся. Это особенно ценно на уроках подготовки к ЕГЭ.

Таким образом, гипотеза доказана - применение интерактивной доски способствует повышению качества образования. Система новых технологических решений, которые включают в себя современные технологии, помогают реализовать один из основных принципов «учись учиться». Независимо от этапа обучения, применение интерактивной доски на уроках выводит процесс обучения на новый уровень. Обучение детей никогда ещё не становилось таким привлекательным и захватывающим. Интерактивные средства вдохновляют и призывают учащихся к стремлению овладеть новыми знаниями, помогают достичь целей обучения. Высокое разрешение цветных изображений на экране привлекает детей, помогает «оживить» внимание и экономить время, что помогает создать динамические уроки.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Библиотека учителя истории. М.Т.  Студеникин. Современные технологии преподавания истории в школе. М. «Владос» 2007.

2.     Сеть творческих учителей. Современный мультимедийный урок. Аствацатуров Г.О. Подготовка презентации PowerPoint к работе на интерактивной доске.

       http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_ no=13748&tmpl=com

3.     Бондарева О. А. Применение интерактивной доски и мультимедиа на уроках истории и обществознания в школе, http://ooc-school.ru/kop2.html

4.     Николаева М.А., Использование ИД в урочной деятельности, http://www.openclass.ru/node/20885

5.     Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления. [Текст] / Д. Дьюи.– М.:     Совершенство, 1997.

6.     Ершов, А.П. Компьютеризация школы и математическое образование  [Текст] / А.П. Ершов // Информатика и образование.– 1992.– № 5-6.– С. 3-12.

7.     Лось Т.Н. Интерактивная доска на уроках русского языка // Творческая педагогика. – 2011. - №3. – С. 85-93.

8.     Шутенко, А.В. Методы проведения учебных занятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий / А.В. Шутенко [Электронный документ].– (http://pedsovet.su/publ/26-1-0-841). 05.04.2010.

9.      Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы/сост. О.Н. Черненко. – Волгоград: Учитель, 2007 – 135 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Рисунок 1                                                                                     Рисунок 2
          

 

 

Рисунок 3

        

 

 

Рисунок 4                                                                                    рисунок 5

           

 

Рисунок 6                                                                                  Рисунок 7

                                                                                            

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Аня (21.12.2014)
Просмотров: 3136 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz