Воскресенье, 22.09.2024, 19:42
Приветствую Вас Гость | RSS

 

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 63
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Программа элективного курса "ОГЭ: шаг за шагом" (компилятивная)

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «ОГЭ: шаг за шагом»  для  9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования.   В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее учащимся более глубоко усвоить  трудные случаи правописания,  трудные случаи постановки знаков препинания и подготовиться к государственному экзамену.

Элективный курс рассчитан на учащихся  9 класса, получивших базовые умения  владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное  внимание уделяется формированию комплексной работы с текстом.

Программа рассчитана на  34 часа, 1 час в неделю. Содержание программы направлено на освоение обучающимися тем, необходимых  для успешного  прохождения ОГЭ,  на формирование  базовых знаний  и базовых компетентностей. Рабочая программа «ОГЭ: шаг за шагом» включает темы, необходимые для успешного  прохождения ГИА.

При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе.  Работа над 2 и 3 частями экзаменационной работы проводится в I полугодии.   Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие,  так как это к этому времени будет изучена значительная  часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять задания, связанные с темой «Сложное предложение».

 

Цели и задачи курса

Цель курса:

 - подготовка учащихся к ОГЭ;

- обобщение и углубление знаний по разделам,  создание условий для  овладения обучающимися   умениями свободно пользоваться сводом орфографических и пунктуационных правил.

 

Задачи курса:

- развить  умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов, решать варианты ОГЭ.

- Совершенствовать орфографических навыков через расширение знаний об особенностях, трудностях  русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей.

- Развивать  умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных в предыдущих классах.

- Совершенствовать навыки анализа структуры предложения.

- Формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.

- Развивать у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей.

- Создавать условия для   учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ОГЭ.

 

 

Требования к уровню подготовки

 

(Планируемые результаты)

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению

Метапредметные:  самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

 

Предметные:  знать/ понимать/ уметь

  • Знать трудные случаи правописания
  • Понимать их роль в общекультурном развитии человека
  • Объяснять языковое явление
  • Уметь применять  знания при тестировании
  • Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
  •  Владеть научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
  • Активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
  • определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
  • работать над расширением словарного запаса;
  • опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
  •  работать с  заданиями (внимательно читать формулировку задания  и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
  • четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
  • выполнять различные  типы тестовых заданий;
  • самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
  • четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
  • хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
  • правильно отмечать в бланке вариант ответа;
  • вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
  • сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут;
  • определять  синтаксические конструкции.

    

 

Основные компоненты содержания курса

 

В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных ребятами в 5-9 классах.

 

Повторение проводится по основным разделам русского языка:

лексика;

 морфемика и словообразование;

орфография и морфология;

синтаксис;

пунктуация;

языковые нормы.

 

А также выпускники оттачивают свои умение анализировать текст и  умение создавать текст  в жанре рецензии или эссе.

 

 

 

Методы и формы обучения

 

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).

 

Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения:

Репродуктивный (например, при повторении темы «Приставки при- пре»).

Продуктивный (например, при работе над темой «Написание сочинения-рассуждения»).

 

Беседа (например, при повторении темы «Стили и типы речи»)

Работа со словарями (на занятии «Стилистическая окраска слов»).

Анализ таблицы (например, при повторении  темы «Н и НН в различных частях речи»).

 

При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д.

 

Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.

 

 

Формы контроля достижений учащихся

 

Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение тестовых заданий. Так, в конце каждого занятия проводится небольшая тестовая работа (работы сдаются на проверку).  В конце каждого занятия ребята получают домашнее задание по рабочим тетрадям. Эти задания  проверяются учителем выборочно. На первом занятии ребятам объясняется принцип оценивания: на каждого ученика  заводится лист контроля, где  указывается количество выполненных работ, набранные баллы и т.д.

 

 

 

 

Программа  элективного курса

 

Тема занятия

Форма занятий

Виды деятельности

Дата

  1.  

1

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2015. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

Мини-лекция, практикум

Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов.

 

  1. 2

2

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.

Мини-лекция, практикум

Работа в группах, анализ сочинений.

 

  1.  

3

Задание 1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Мини-лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста.

 

  1. 4

4

Задание 1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.

Мини-лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста.

 

  1. 5

5

Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.

Мини-лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста.

 

  1.  

6

Задание  1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.

Мини-лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста.

 

  1.  

7

Понимание смысла текста. Задание 2

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

 

  1.  

8-9

 Выразительно-изобразительные языковые средства.  Задание 3.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

 

  1. 110

Основные орфографические правила правописания приставок. Задание  4.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

 

  1. 111-12

Правописание Н и НН в разных частях речи. Задание 5.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

 

  1. 113

Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Задание 5.

 

Работа с тестом, заполнение бланков

 

  1.  

          14

Лексика и фразеология.

Стилистическая принадлежность слов. Задание 6.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

 

  1.  

          15

Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании. Задание 7.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

 

  1.  

 16 -   17

Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения. Задание 8.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

 

  1. 118-19

Простое осложненное предложение. Знаки препинания  при обособленных членах предложения. Задание 9.

 

 

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

 

  1. 120

Знаки препинания  в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложениями.

Задание 10

 

 

Практикум

Работа с тестом

 

 

 

  1.  

          21

Сложное предложение (умение определять количество грамматических основ). Задание 11

 

Практикум

 

 

22-23

Типы сложных предложений.

Задание 12.

 

Работа с тестом, заполнение бланков

 

24-25

Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении.  Задание 13

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

 

26-27

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Задание 14

 

 Практикум

Работа с тестом

 

 

 

 

 

 

28-29

15.1

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

 

 

 

Практикум

Составление  плана, работа с тезисом, подбор аргументов

 

30-31

 

15.2

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по тексту.

 

 

 

 

Практикум

Составление  плана, работа с тезисом, подбор аргументов

 

32-33

 

15.3

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. 

 

 

 

 

Практикум

Составление  плана, работа с тезисом, подбор аргументов

 

34

 

Итоговое занятие

 

 

Самостоятельная работа

Выполнение одного варианта

 

 

 

Литература

 

  1. Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2015. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2015 год.
  2. Г. Т. Егораева. Русский язык. ОГЭ– 2015  9 класс. Москва, «Экзамен», 2015 год.
  3. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2013 год
  4. Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.
  5. Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. ОГЭ-2015: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель
  6. Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
  7. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
  8. Львова С.И., Замураева Т.И. ОГЭ - 2015: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
  9. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»
  10.  Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
  11. Работы учащихся
  12. Тестовые задания по русскому языку 9 класс. Москва, «Сфера», 2015 год.
  13. Презентация «Подготовка учащихся 9 класса        к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме»           
  14. Презентация «Современные подходы к написанию сжатого изложения и сочинения-размышления на ГИА в 9-м классе»
  15. Презентация «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» (С 2. 1).

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Аня (15.04.2016)
Просмотров: 4065 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz