Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «ОГЭ: шаг за шагом» для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования. В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее учащимся более глубоко усвоить трудные случаи правописания, трудные случаи постановки знаков препинания и подготовиться к государственному экзамену.
Элективный курс рассчитан на учащихся 9 класса, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание уделяется формированию комплексной работы с текстом.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Содержание программы направлено на освоение обучающимися тем, необходимых для успешного прохождения ОГЭ, на формирование базовых знаний и базовых компетентностей. Рабочая программа «ОГЭ: шаг за шагом» включает темы, необходимые для успешного прохождения ГИА.
При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе. Работа над 2 и 3 частями экзаменационной работы проводится в I полугодии. Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие, так как это к этому времени будет изучена значительная часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять задания, связанные с темой «Сложное предложение».
Цели и задачи курса
Цель курса:
- подготовка учащихся к ОГЭ;
- обобщение и углубление знаний по разделам, создание условий для овладения обучающимися умениями свободно пользоваться сводом орфографических и пунктуационных правил.
Задачи курса:
- развить умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов, решать варианты ОГЭ.
- Совершенствовать орфографических навыков через расширение знаний об особенностях, трудностях русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей.
- Развивать умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных в предыдущих классах.
- Совершенствовать навыки анализа структуры предложения.
- Формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.
- Развивать у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей.
- Создавать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ОГЭ.
Требования к уровню подготовки
(Планируемые результаты)
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные: знать/ понимать/ уметь
- Знать трудные случаи правописания
- Понимать их роль в общекультурном развитии человека
- Объяснять языковое явление
- Уметь применять знания при тестировании
- Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
- Владеть научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
- Активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
- определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
- работать над расширением словарного запаса;
- опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
- работать с заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
- четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
- выполнять различные типы тестовых заданий;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
- хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
- правильно отмечать в бланке вариант ответа;
- вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
- сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут;
- определять синтаксические конструкции.
Основные компоненты содержания курса
В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных ребятами в 5-9 классах.
Повторение проводится по основным разделам русского языка:
лексика;
морфемика и словообразование;
орфография и морфология;
синтаксис;
пунктуация;
языковые нормы.
А также выпускники оттачивают свои умение анализировать текст и умение создавать текст в жанре рецензии или эссе.
Методы и формы обучения
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).
Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения:
Репродуктивный (например, при повторении темы «Приставки при- пре»).
Продуктивный (например, при работе над темой «Написание сочинения-рассуждения»).
Беседа (например, при повторении темы «Стили и типы речи»)
Работа со словарями (на занятии «Стилистическая окраска слов»).
Анализ таблицы (например, при повторении темы «Н и НН в различных частях речи»).
При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д.
Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.
Формы контроля достижений учащихся
Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение тестовых заданий. Так, в конце каждого занятия проводится небольшая тестовая работа (работы сдаются на проверку). В конце каждого занятия ребята получают домашнее задание по рабочим тетрадям. Эти задания проверяются учителем выборочно. На первом занятии ребятам объясняется принцип оценивания: на каждого ученика заводится лист контроля, где указывается количество выполненных работ, набранные баллы и т.д.
Программа элективного курса
№
|
Тема занятия
|
Форма занятий
|
Виды деятельности
|
Дата
|
-
1
|
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2015. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.
|
Мини-лекция, практикум
|
Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов.
|
|
- 2
2
|
Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.
|
Мини-лекция, практикум
|
Работа в группах, анализ сочинений.
|
|
-
3
|
Задание 1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.
|
Мини-лекция, практикум
|
Работа с текстом, создание текста.
|
|
- 4
4
|
Задание 1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.
|
Мини-лекция, практикум
|
Работа с текстом, создание текста.
|
|
- 5
5
|
Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.
|
Мини-лекция, практикум
|
Работа с текстом, создание текста.
|
|
-
6
|
Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.
|
Мини-лекция, практикум
|
Работа с текстом, создание текста.
|
|
-
7
|
Понимание смысла текста. Задание 2
|
Практикум
|
Работа с тестом, заполнение бланков
|
|
-
8-9
|
Выразительно-изобразительные языковые средства. Задание 3.
|
Практикум
|
Работа с тестом, заполнение бланков
|
|
- 110
|
Основные орфографические правила правописания приставок. Задание 4.
|
Практикум
|
Работа с тестом, заполнение бланков
|
|
- 111-12
|
Правописание Н и НН в разных частях речи. Задание 5.
|
Практикум
|
Работа с тестом, заполнение бланков
|
|
- 113
|
Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Задание 5.
|
|
Работа с тестом, заполнение бланков
|
|
-
14
|
Лексика и фразеология.
Стилистическая принадлежность слов. Задание 6.
|
Практикум
|
Работа с тестом, заполнение бланков
|
|
-
15
|
Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании. Задание 7.
|
Практикум
|
Работа с тестом, заполнение бланков
|
|
-
16 - 17
|
Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения. Задание 8.
|
Практикум
|
Работа с тестом, заполнение бланков
|
|
- 118-19
|
Простое осложненное предложение. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Задание 9.
|
Практикум
|
Работа с тестом, заполнение бланков
|
|
- 120
|
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложениями.
Задание 10
|
Практикум
|
Работа с тестом
|
|
-
21
|
Сложное предложение (умение определять количество грамматических основ). Задание 11
|
Практикум
|
|
|
22-23
|
Типы сложных предложений.
Задание 12.
|
|
Работа с тестом, заполнение бланков
|
|
24-25
|
Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Задание 13
|
Практикум
|
Работа с тестом, заполнение бланков
|
|
26-27
|
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Задание 14
|
Практикум
|
Работа с тестом
|
|
|
|
|
|
|
28-29
|
15.1
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
|
Практикум
|
Составление плана, работа с тезисом, подбор аргументов
|
|
30-31
|
15.2
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по тексту.
|
Практикум
|
Составление плана, работа с тезисом, подбор аргументов
|
|
32-33
|
15.3
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.
|
Практикум
|
Составление плана, работа с тезисом, подбор аргументов
|
|
34
|
Итоговое занятие
|
Самостоятельная работа
|
Выполнение одного варианта
|
|
Литература
- Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2015. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2015 год.
- Г. Т. Егораева. Русский язык. ОГЭ– 2015 9 класс. Москва, «Экзамен», 2015 год.
- Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2013 год
- Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.
- Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. ОГЭ-2015: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель
- Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
- Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
- Львова С.И., Замураева Т.И. ОГЭ - 2015: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
- Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»
- Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
- Работы учащихся
- Тестовые задания по русскому языку 9 класс. Москва, «Сфера», 2015 год.
- Презентация «Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме»
- Презентация «Современные подходы к написанию сжатого изложения и сочинения-размышления на ГИА в 9-м классе»
- Презентация «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» (С 2. 1).
|