Я – учитель
«Иногда я подслушиваю разговоры. И знаете что?
– Люди ни о чем не говорят.
– Да-да. Ни о чем. Сыплют названиями – марки автомобилей, моды, плавательные бассейны и ко всему прибавляют: «Как шикарно!» Все они твердят одно и то же.
- А теперь быстрее крутите пленку, Монтэг! Быстрее! Клик! Пик! Флик. Сюда, туда, живей, быстрей, так, этак, вверх, вниз… Сокращайте, ужимайте! Пересказ пересказа! Политика? Одна колонка, две фразы,
заголовок! И через минуту все уже испарилось из памяти. Крутите человеческий разум в бешеном вихре, быстрей, быстрей! - руками издателей, предпринимателей, радиовещателей, так, чтобы центробежная сила вышвырнула вон все лишние, ненужные бесполезные мысли!»
Узнали? Более полувека назад Рэй Брэдбери издает научно-фантастический роман «451 градус по Фаренгейту», в котором предугадывает стремительность нашей жизни. Чувствуете, что мы сейчас именно так живём.
Мир меняется. Меняется невиданными темпами. То, что вчера еще казалось несбыточной мечтою, сегодня уже реальность, а назавтра – традиция, которую можно забыть. Историки условно считают, что время жизни одного поколения – 40 лет. Но когда-то декабристы к месту своей ссылки ехали месяцами, потом из Москвы на Дальний Восток начали ехать сутками, теперь можно добраться за несколько часов. Ускоряется общий ритм, ускоряется поток информации… Живем по-другому – быстро узнал, быстро обменялся мнением, быстро поспорил, быстро забыл…чтоб освободить место для новой информации.
Век XXI. Эра Водолея.
Сеть Интернет. Компьютер и айфон.
Немного оглушённый информацией,
Учитель в свои мысли погружён:
"Чему учить и как учить, скажите!
Век информации диктует свой закон.
Что завтра я скажу индиго-детям?"
Вопрос открыт, решение ищет он...
Мир детства сегодня ничтожно мал.
Дети, замурованные в инфографику и каждые 3 минуты выскакивающие в своем аккаунте в социальных сетях; селфи, да… постоянно селфи в «инстаграме», «ватсапе», «вибере». Открытость, граничащая с раздетостью. Оглянитесь! Кругом Листоманы, аудиомеломаны с наушниками - на улице, в школе во время перемены, в спортзале. И в этом распахнутом всему сущему мире творится жизнь. Жизнь с её поворотами и изломами. Жизнь с целями или без них. Жизнь со смыслом. Или без него.
Я – учитель. Я - в школе – в том месте, где по-особенному ощущается стремительность современной жизни. Здесь можно держать руку на пульсе этого самого времени. Вглядываясь из школы в мелькающую жизнь, я отчетливо понимаю, что человеческие ценности прошлого не исчезли, что ухоженный вид, грамотная речь и воспитание, действительно, всегда были и еще будут в моде.
Я – учитель… У меня любимая работа. Работа? … Нет, школа – моя жизнь, то, без чего я не могу представить свое будущее. Пребывая рядом с детьми, осознаю, что мир не изменился до неузнаваемости, как считают некоторые. Ведь ныне читающие электронные книги – это те, кто раньше читал книги бумажные; нынешние юные с приклеенными наушниками – те, кто раньше ходил в филармонию, чтоб насладиться музыкой Моцарта или Бетховена, те, кто активно общается в социальных сетях, могут изъясняться и в живой речи. У нынешнего мира просто появились новые инструменты. И в таком мире нужно учиться…
Я – учитель! Я каждый день учусь специально и учусь «нечаянно»:
Я учусь.
И я учусь учить.
Я каждый день учусь учить ребят умению учиться.
Эти принципы актуальны на протяжении многих столетий, ведь в них, в простых истинах, заложена программа учительского труда, его общественная польза и значимость. Такое понимание себя как педагога-профессионала вряд ли может устареть. Отлично владеть своим предметом, глубоко знать содержание преподаваемого курса, применять современные педагогические технологии в образовательном процессе, любить учеников и знать возрастную психологию – главные составляющие успешного учительского труда. А суть учителя неизменна – научить ребенка осознавать себя; раскрывать в себе человека; становиться способным на новые свершения во имя завтрашнего дня.
Быстро меняющийся мир заставляет и меня быстро меняться. Мы рядом во всём. Иногда я на шаг впереди, иногда – они. Всё по-честному. По-современному…
|